Малый престольный праздник в Аляухово
- Категория: События
12 октября в день памяти священномученика Иоанна Архиепископа Рижского и Латвийского в подмосковном селе Аляухово, в храме Святых Царственных Страстотерпцев (подворье храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках), по благословению Владыки Арсения, состоялся малый престольный праздник.
В этом году 12 октября пришлось на воскресный день, что уже само по себе прибавляло торжественности этому дню, а возможность присутствовать на Литургии в храме, где этот день празднуется как малый престольный праздник, окончательно закрепило в сознании, а для пущей надежности, и в календаре: «Едем в Аляухово!»
Ранним воскресным утром в разных точках Москвы, а впрочем, и не только Москвы, были запряжены и оседланы железные кони, чтобы домчать своих пассажиров и водителей в храм Царственных Страстотерпцев на соборную молитву. Дорога к храму пролегает по Новорижскому шоссе, где на 24-м километре путь паломников благословляет Матерь Божья, чья икона Одигитрия Корсунская (Полоцкая, Торопецкая) хранится в храме Святого благоверного князя Александра Невского в поселке Княжье Озеро. Молитвами Заступницы нашей усердной и Святого Иоанна Рижского, на чей праздник мы в то утро торопились, несмотря на хмурое небо и накрапывавший дождь, дорога до храма в с. Аляухово была легкой, безопасной и свободной от пробок.
Наш красавец деревянный храм распахнул свои двери для множества прибывшего народа. На престольный праздник приехали не только те, с кем и расстались-то только вот-вот накануне после Всенощной в храме Успения, но и те друзья-прихожане, которые отлучились из Москвы на весь летний период, и случившаяся после летней разлуки встреча с ними доставила в то утро особенную радость. А как же украшают наши службы наши маленькие прихожане! И не только своими праздничными нарядами, хотя на многих из них стоило бы равняться нам, взрослым, в том, какими начищенными нужно предстоять перед Господом. С умилением также замечаешь, с какой тщательностью, усердием и послушанием дети помогают во время службы, кто прислуживая в алтаре, а кто помогая взрослым устраивать всё необходимое для стройного хода службы за пределами алтаря, в храме.
Прихожан был полон храм. Измерить количество конкретным числом невозможно, хотя бы потому, что каждый первый в своем сердце и уме привлек в храм в то утро на Литургию еще десяток-другой своих близких людей, которые, возможно, пока еще далече отстоят и от веры, и от храма, но за кого не устают наши прихожане вместе с батюшками возносить ко Господу молитвы о добром здравии, о зарождении в их сердцах крепкой веры, о помощи Божьей во всякой нужде, а о почивших – об упокоении, прощении грехов и наследовании Царствия Небесного. Так что одному Господу и известно, сколько, на самом деле, там нас на празднике было.
Служба началась. Народ притих, и горе устремились сердца. Ручеек тек на исповедь. За окном барабанил дождь, будто бы стремясь довершить снаружи очищение, совершаемое в это время внутри храма, через Таинство Покаяния. Счет времени был полностью утрачен.
В центре храма для поклонения на аналое лежала икона священномученика Иоанна Архиепископа Рижского и Латвийского (Поммера). В алтаре его мощи на Престоле в антиминсе и под Престолом. Когда читаешь житие этого святого, современника тяжких испытаний и трагических потрясений Первой мировой войны и лихолетья 1917 года, ловишь себя на мысли, что в голове не укладывается, как жизнь одного человека способна вместить столько событий и испытаний. Священномученик Иоанн житием своим доказывает, что не только жизнь способна вместить, но и прожить эту жизнь можно так, чтобы не ожесточилось сердце, а напротив, всё больше разгоралось любовью к Богу и к людям, в том числе ненавидящим и обидящим.
Сперва активное служение в России: преподавательская деятельность и регентское послушание, служение в сане архимандрита, а затем епископа, проповедническая и исповедническая деятельность, врачевание расколов и ересей советского периода, различные труды в качестве ближайшего соратника Патриарха Тихона. Позднее, с 8 (21) июня 1921 года, когда Святейший Патриарх Тихон дарует права широкой автономии Православной Церкви в Латвии и своим указом назначает архиепископа Пензенского Иоанна (Поммера) Архиепископом Рижским и Латвийским, главным устремлением Священномученика Иоанна становится прекращение уничтожения Православия в Латвии, строительство там новых церквей и привлечение в них верной паствы. И все это ему, с помощью Божией, удалось сделать. Еще сложнее представить современному человеку то, что все эти обширные труды совершались священномучеником не в условиях комфорта и всеобщей поддержки, а в то самое время, пока в его жизни унижения, преследования и клевета чередовались с угрозой его жизни, физическими пытками, арестами, тюремными заключениями, тяжелейшими условиями проживания (темная и сырая комнатка в подвале кафедрального собора). Мученическая кончина 12 октября 1934 года, после истязаний и сожжения заживо, прекратила земной путь угодника Божьего.
Святый священномучениче святителю отче Иоанне, моли Бога о нас, чтобы и нам, хотя бы в малой доле послужить Господу и ближнему, забывая о себе, и без остатка и без оглядки отдавая свои силы тому делу, на которое поставлены.
В этот дождливый осенний день словами проповеди нашего батюшки о. Алексия Гомонова о жизненном подвиге и мученической кончине святого Иоанна Рижского, о милосердии и любви к врагам, о встрече человека с Богом и служении Ему, Господь тихо стучался в сердце каждого из нас:
«Что толку, что вы любите любящих вас, взаймы даете и получаете равное? А Я говорю: «Любите врагов своих». Как любить врагов? Как давать взаймы, когда самим надо? Невозможно ничто истинно доброе без помощи Божией».
«Праведник “наказывает” милостью. Милость сотворившему тебе зло обезоруживает его. Наш ответ, данный с любовью, способен растопить самое каменное сердце. А какое изменение может произойти в оскорбившем тебя, если в ответ на оскорбление он получил жесткий отпор?...Никакое! Праведник отвечает милостью, милостью, способной растопить самое каменное сердце. Он плачет о врагах: «Доколе зло будет их корежить, делать их слепым орудием, лютыми врагами?» Но невозможно ничто истинно доброе без помощи Бога. Ежели тронет тебя тихая Божественная сила, происходит превращение, происходит чудо в сознании».
«Господь посылает нам людей, чтобы мы могли жертвенно послужить. Молодежь говорит: «Некогда!» Бурливая жизнь, эгоизм, многое манит, многое нужно успеть. Зрелость находит свои причины уклониться от служения: «У меня дело ответственное, сложное, не могу оставить, отвлечься, чтоб послужить». Старость ссылается на немощи свои, болезни внуков, правнуков… Опять некогда… И горько Господу, и заключает Он через царя Давида: «Найду ли хотя бы одного праведника?..» И это про нас, про последние времена».
По завершении праздничной службы вокруг храма был совершен крестный ход, с традиционным для этой части праздника развитием, когда и так уже облитые с ног до головы святой водой и с озаренными широчайшими улыбками лицами прихожане по очереди выкрикивают: «И нас, батюшка, и нас!» Святой воды, внимания батюшки, а самое главное, Божьей благодати, как всегда, с лихвой хватило на всех. Но если б это было и всё... Так вот нет же! После крестного хода под радостный народный галдеж в небесную высь воспарили голуби... А может быть, то были и голубки.
Чтобы нас отпустили и не накормили? Под крылом нашего батюшки это невозможно себе представить! И в этот раз нас ждало угощение на любой, даже самый взыскательный, вкус. И всё свежеприготовленное, испеченное, надоенное. Отдельное спасибо и низкий поклон аляуховским сестрам, которые украсили наш стол и выпечкой, и домашними салатами, и супами, и котлетами. И снова, слава Богу, на столах все было общим, и голодным, думается, не остался никто. Разъезжаться совсем не хотелось, но все понимали, что нужно. И хотя следующие наши встречи, верим, совсем не за горами, но этот день, день памяти священномученика Иоанна Рижского, по молитвам угодника Божьего и чтимого нами святого – надолго сохранится в наших сердцах и будет согревать наши души.